Банки пошли на почту,чтобы привлечь средства населения
14 сентября 2004 года

Как рассказала „Ъ“ начальник ГУП «Татарстан Почтасы» Ольга Кузнецова, совместный проект «почта-банк» действует на основании агентского договора с «Ак барс» банком, подписанного несколько месяцев назад. Согласно договору банк поручает своему агенту («Татарстан Почтасы») от своего имени заключать договора и проводить взаиморасчеты с клиентами банка. Желающие открыть рублевые вклады в АББ могут это сделать в ближайшем отделении почтовой связи, подключенному к банковской системе обслуживания. Обученные специалистами банка операторы почты обрабатывают информацию и открывают в режиме on-line счет в банке, а информация о принятом вкладе и данные вкладчика по электронной почте в виде платежного поручения об открытии счета отправляют в филиал АББ. При этом в этих же почтовых отделениях можно снять деньги со счета, ранее открытого в самом банке. Сейчас в этой системе задействовано 24 отделения связи в Казани (из 52), в сентябре-октябре планируется подключить еще 24 отделения. Точное число «почтовых» вкладчиков в «Татарстан Почтасы» назвать затруднились, отметив, что в самом первом, включенном в систему банковского обслуживания отделении открыли вклады около 100 человек, а во всех остальных отделениях эта статистика сейчас составляет 6-10 вкладчиков.
По примеру АББ пошел и другой казанский банк: в начале сентября подобный агентский договор с «Татарстан Почтасы» подписал Татфондбанк. По словам начальника управления розничных операций Татфондбанка Альберта Бикбова, сейчас отрабатывается технология приема вкладов населения через почтовые отделения в Буинском районе, где у банка есть филиал. В течение двух месяцев банк планирует включить в систему обслуживания вкладов почтовые отделения Набережных Челнов, Чистополя и Зеленодольска.
По словам участников проекта, новшество повысит качество и доступность банковских услуг для населения. Наблюдатели полагают, что новые услуги выгодны как банкирам, так и почте. По мнению руководителя пресс-службы отделения «Банк Татарстан» Сбербанка РФ Гузель Хабибовой, с помощью широкой филиальной сети почтовых отделений банки намерены восполнить дефицит своих филиалов и допофисов в городах и районах республики, работающих с населением. По ее словам, для Сбербанка этот вопрос не актуален, поскольку он располагает самой большой банковской сетью из 816 филиалов, так что его отделения доступны в любом уголке республики. Для сравнения, АББ располагает 20 филиалами и 54 допофисами в РТ, а Татфондбанк имеет только 4 филиала на территории республики. В то же время розничный бизнес в последние два года эти банки называют приоритетным направлением своей деятельности. Как сообщил заместитель председателя правления АББ Радик Саляхутдинов, в этом году банк планирует увеличить объем вкладов населения почти в два раза — до 8 млрд руб. против 4,28 млрд руб. в начале этого года. В Татфондбанке рассчитывают довести объем вкладов физических лиц с 1,6 млрд руб. до 2,4 млрд руб. до конца года.
Интеграция почтово-банковских услуг выгодна и почте. По словам Ольги Кузнецовой, за последние два года ГУП «Татарстан Почтасы» вышло на безубыточный уровень работы только за счет предоставления непрофильных услуг (их сейчас насчитывается около 80), к которым теперь относится и прием вкладов от населения. По ее словам, в среднем прирост доходов предприятия ежемесячно увеличивается на 2 млн руб. при ежемесячном чистом доходе в 65-70 млн руб. При этом в общих доходах почты доля доходов от предоставления непрофильных услуг занимает около 30%.
По словам госпожи Кузнецовой, в перспективе планируется создать в каждом почтовом отделении республики (их насчитывается 1 тыс. 78) рабочие места по приему банковских вкладов населения.

ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Казань"